Советы начинающим лыжникам


Подбор лыж, ботинок, настройка креплений.
Правила поведения на склоне


Прокатное или своё?


Наиболее частый вопрос, возникающий у человека, который "открыл" для себя горные лыжи, заключается в том, как долго целесообразно пользоваться прокатом и когда следует задуматься о покупке своего снаряжения. Найти ответ на этот вопрос непросто, поскольку необходимо учитывать массу факторов: уровень и предпочтительный стиль катания, как часто за сезон Вы посещаете горнолыжные трассы, наконец, финансовые возможности. В итоге на вопрос "прокатное или свое?" каждый отвечает себе сам. Помочь в Вашем выборе могут следующие общие рекомендации.

  • Экономически нецелесообразно покупать свое снаряжение, если Вы катаетесь не более 10 дней за сезон. К примеру, новый горнолыжный комплект (лыжи, ботинки и палки) для "прогрессирующего" лыжника стоит от 450 USD. Для того, чтобы он окупился за счет экономии на прокате, Вам потребуется от 6 до 10 лет. За это время купленный Вами комплект безнадежно морально устареет.
  • Даже если Вы предполагаете кататься интенсивно, а опыта катания у Вас еще нет, не стоит начинать с покупки комплекта для начинающих (стоимость - от 260 USD). Опыт показывает, что способный ученик "проскакивает" уровень начинающего за неделю. Большинство может небезосновательно причислить себя к "прогрессирующим" лыжникам уже через 12-16 дней катания.
  • Если Вы твердо решили, что будете кататься регулярно, стоит рассмотреть вопрос о покупке горнолыжных ботинок. При этом чуть ли не основной вопрос - какой должна быть жесткость ботинка. Чем выше уровень катания, тем больше жесткость, но и меньше уровень комфорта ноги. В этом вопросе нужно учитывать, что ботинок - это долговременная инвестиция, поэтому жесткость должна быть подобрана с некоторым запасом на рост Вашего мастерства в ближайшие 3-5 лет.
  • Не стоит спешить с покупкой ботинок для подростков. Быстро растущая нога, подростковая "пухлость", которая обычно исчезает к 18-20 годам - все эти факторы приводят к тому, что купленный ботинок через год может не подойти. А покупать горнолыжные ботинки "на вырост" категорически не рекомендуется - свободный ботинок ухудшает управление лыжей и даже может стать причиной травмы.
  • После того, как Вы "выросли" из новичков, нужно сосредоточиться на поиске своего стиля катания. К чему Вы больше склонны - спокойному скольжению на подготовленных склонах, частым и коротким дугам или скоростным длинным дугам в стиле гигантского слалома? Или Вам по душе могул? Быть может, Вас манит нетронутая белизна диких склонов и Вы в душе - прирожденный фрирайдер? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, Вы должны постоянно экспериментировать - со склонами, моделями лыж. На этой фазе становления Вас, как лыжника, прокат - пожалуй, оптимальное решение, поскольку он позволяет безболезненно для Вашего кошелька перепробовать самые разные типы горных лыж.
  • Примерно через два-три года горнолыжного стажа, когда Вы определились со стилем катания, можно задуматься о покупке собственных лыж. К этому моменту прокат для Вас - уже пройденный этап.
Эти рекомендации помогут оградить Вас от наиболее распространенных ошибок и защитить Ваши сбережения от нерационального расходования.

Подбор лыж


При выборе лыж в прокате необходимо обратить внимание на следующие факторы: геометрия лыж, их жесткость, состояние кантов, регулировка креплений. Остановимся на каждом пункте подробней.

Геометрия лыж

Современные карвинговые лыжи характеризуются следующими параметрами, на которые нужно обращать внимание:

  • длина лыжи (ростовка). Стандартные рекомендации подбора ростовки сводятся к тому, чтобы длина лыжи была на 5-15 см меньше Вашего роста. Это примерно соответствует распространенному мнению, что лыжу нужно подбирать "под нос", то есть вертикально поставленная лыжа должна только чуть-чуть не доставать до кончика Вашего носа. В большинстве случаев такой оценки вполне достаточно. Если же Вы хотите учесть свои индивидуальные особенности, примите во внимание, что чем короче лыжа, тем она маневренней и тем проще совершать повороты малого радиуса. С другой стороны, на коротких лыжах чувствуешь себя менее устойчиво, особенно на высоких скоростях. Теперь посмотрим, какие задачи на склоне Вы перед собой ставите. Если Вы - начинающий, основная задача, которую Вы будете решать - научиться поворачивать, тормозить и не разгоняться выше критической скорости, при достижении которой теряется контроль над лыжами. В этом случае Вам, возможно, следует подобрать лыжи несколько короче рекомендуемых - попробуйте лыжи на 20-25 см меньше Вашего роста. Для уверенных в себе лыжников, тяготеющих к большим скоростям и длинным дугам (стиль гигантского слалома), лыжа должна быть "в рост" или на 5 см короче.
  • профиль. Профиль лыжи задается тремя цифрами, написанными через дефис, например, 108-64-96. Первая цифра обозначает ширину лыжи (в миллиметрах) в носке, вторая - в талии (в месте, где установлены крепления), третья - в пятке. Основное внимание следует уделить ширине лыжи в талии, поскольку она определяет, для каких целей оптимизирована конструкция этих лыж. Не вдаваясь в нюансы, можно предложить приближенную классификацию:
    • при ширине талии до 68 мм лыжа предназначена для спусков по подготовленным, отратраченным склонам;
    • ширина от 69 до 78 мм указывает на универсальную лыжу, одинаково стабильную как при трассовом, так и внетрассовом катании;
    • при ширине свыше 78 мм лыжа предназначена, в основном, для фрирайда - внетрассового катания.
    Конечно, это не значит, что лыжи, ориентированные на определенные условия, нельзя применять в иных, нет, просто в наибольшей степени свои качества они проявят именно на тех склонах, для которых они предназначены. И это - при условии, что у Вас достаточный уровень катания, чтобы раскрыть их потенциал.
  • радиус. Профиль и длина лыжи задает радиус бокового выреза, который, в свою очередь, определяет длину дуги при резаном повороте (без проскальзывания, характерного для лыж классической геометрии). Радиус до 13 м указывает на то, что лыжи предназначены, в основном, для "нарезки" коротких карвинговых дуг; от 13 до 17 м - для катания средними дугами; свыше 17 м - длинными скоростными дугами в стиле гигантского слалома. Все вышесказанное характерно только для техники резаного поворота.

Жесткость лыж

Различают торсионную и продольную жесткость. Чем выше торсионная жесткость, тем трудней закрутить лыжу "пропеллером". Эта характеристика играет особую роль при закантовке лыжи на склоне, особенно на жестком и обледенелом. Жесткая лыжа легче закантовывается, обеспечивая большую устойчивость лыжника за счет меньшей вероятности потери сцепления со склоном.
Продольная жесткость - способность противостоять пригибанию под весом Вашего тела. Увеличивая прогиб, лыжник уменьшает тем самым фактический радиус дуги поворота при резаном ведении лыж. Кроме того, жесткие лыжи облегчают фазу окончания поворота, буквально выталкивая лыжника в начало следующего.

Cледует иметь в виду, что чем выше жесткость лыжи, тем больше требований предъявляется к мастерству лыжника. Жесткая лыжа не прощает ошибок в технике, ею труднее управлять. Кроме того, веса легкого лыжника может не хватить, чтобы достаточно прогнуть жесткую лыжу при повороте. И наоборот, мягкая лыжа более терпима к "вольностям", более стабильна и предсказуема. Недаром лыжи для новичков - это мягкие лыжи.

Состояние кантов

Кант - это металлическая полоса, проходящая по кромке скользящей поверхности вдоль всей лыжи. С помощью канта лыжа врезается в поверхность снега, обеспечивая поворот и резкое торможение. В случае жесткого наста или обледенелого склона кант - это чуть ли не единственная часть лыжи, контактирующая с поверхностью склона. Если кант имеет хорошо заточенную кромку, это обеспечивает более надежное сцепление лыжи со склоном в самых экстремальных условиях. И наоборот, закругленная, сработавшаяся кромка приводит к проскальзыванию лыжи и может стать причиной падения и травмы.
Более подробно о выборе углов заточки кантов в зависимости от навыков и состояния снега можно прочитать здесь.

Справедливости ради следует отметить, что при малых скоростях, пологих склонах и отсутствии обледенения можно кататься на незаточенных лыжах вполне спокойно - Вы даже не будете подозревать об этом недостатке. А вот на обледенелые склоны на таких лыжах лучше не выходить во избежание получения травм.

Подбор ботинок


Подбору ботинок следует уделить самое пристальное внимание, поскольку ботинок неподходящего размера или фасона может за один день катания так травмировать ногу, что Вам придется отказаться от лыж на несколько последующих дней. Даже чисто финансовые потери могут быть достаточно ощутимыми, если подобная неприятность случилась с Вами на курорте, не говоря уже об испорченном отпуске.

Итак, на что нужно обратить внимание? Прежде всего, ботинок не должен давить ни в пальцах, ни в косточке, ни в подъеме. Но при этом он должен плотно облегать ногу, надежно фиксируя ее в застегнутом состоянии, поскольку этим достигается лучшая передача Ваших усилий от ноги к лыже, а значит - более точное управление. Первое ощущение, когда надеваешь ботинок, что он тесный. Это, в большинстве случаев, достаточно обманчивое впечатление, которое проходит через несколько минут. Дело в том, что внутренний сапожок (валенок) - конструкция с достаточно толстыми стенками, которые обладают способностью формоваться, т.е. принимать форму Вашей ноги. Поэтому - не спешите. Застегните ботинки и походите в них несколько минут. Не пытайтесь чрезмерно затягивать клипсы: пережатая нога быстро устает и мерзнет, поскольку перетягиванием Вы нарушаете кровообращение. Идеальный ботинок должен плотно облегать ногу, надежно фиксируя ее положение. Пальцы должны касаться носка, но не упираться в него. Попытайтесь приподняться на носки - пятка не должна отрываться. Конечно, требовать этого от прокатного ботинка сложно, но амплитуда вертикального перемещения не должна превышать 0.5 см.

Горнолыжный ботинок является очень теплым, поэтому ничего, кроме нетолстого носка одевать на ногу не нужно. Категорически не рекомендуется надевать несколько носков или очень толстые, грубые носки, например, вязаные. В правильно подобранном ботинке и в одном носке Вы не замерзнете даже при 20 градусах мороза. Главное - не пережимать ногу, обеспечивая нормальное кровообращение.

Регулировка креплений


Для того, чтобы уберечь лыжника от травм при неизбежных падениях, необходимо правильно настроить крепления. Это значит, что они должны надежно срабатывать в случае падения и не допускать ложных срабатываний во время катания с повышенными динамическими нагрузками.

Изначально крепления регулируются в прокатном пункте при выдаче лыж. Ниже приведена типовая методика, которая обычно используется в прокатных пунктах. С ее помощью Вы всегда сможете самостоятельно проконтролировать, правильно ли Вам отрегулировали крепления.

Установка усилия срабатывания крепления (DIN)

Вес, кг Рост, см Длина стопы ботинка
< 250 мм 251 - 270 мм 271 - 290 мм 291 - 310 мм 311 - 330 мм > 331 мм
10 - 13   0,75 0,75        
14 - 17   1 1 0,75      
18 - 21   1,5 1,25 1      
22 - 25   1,75 1,5 1,5 1,25    
26 - 30   2,25 2 1,75 1,5 1,5  
31 - 35   2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36 - 41   3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42 - 48 < 148   3,5 3 3 2,75 2,5
49 - 57 149 - 157   4,5 4 3,5 3,5 3
58 - 66 158 - 166   5,5 5 4,5 4 3,5
67 - 78 167 - 178   6,5 6 5,5 5 4,5
79 - 94 179 - 194   7,5 7 6,5 6 5,5
> 95 > 195     8,5 8 7 6,5
        10 9,5 8,5 8
        11,5 11 10 9,5

Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь:
1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений.
2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные.
3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений, устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску.

По таблице выберите соответствующую Вашему росту и весу строку. Если эти параметры находятся на разных строчках, выберите верхнюю. По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку.
Примечание 1: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.
Примечание 2. Усилие срабатывания устанавливается одинаковым на носок и пятку крепления.

Простая методика расчета

А что делать, если правильность установки вызывает сомнение, а указанной таблицы под рукой нет? В этом случае может выручить следующая простая методика, которую несложно запомнить. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам - 30%. Опытным лыжникам - 0%. Установите эту цифру на всех шкалах. Если наблюдаются ложные срабатывания и Вы теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё на 10-20%, лучше потом затянуть, чем получить травму. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает, что делает.

Советы начинающим


Безопасность на склоне - это очень важный вопрос, о котором следует всегда помнить. Особенно это актуально для новичков, которые еще не осознали тех опасностей, которые несут в себе горные лыжи. Мы ни в коей мере не хотим преувеличивать опасность горнолыжного спорта, но следует признать, что растяжения и порывы связок - это достаточно часто встречающиеся травмы. Чтобы свести риск их получения к минимуму, мы приводим простые рекомендации, которые являются следствием нашего опыта:

  • Проверьте правильность регулировки креплений. Не полагайтесь только на мастера прокатного пункта, прикиньте, действительно ли настройки креплений соответствуют Вашим физическим параметрам.
  • Не используйте снаряжение, если его исправность вызывает подозрения. Перед тем, как надеть лыжи, а также после каждого падения, следует проверить состояние лыж и креплений, а также ботинок. Обычно снаряжение не ломается сразу. Вы можете заметить расслоение или потерю начальной геометрии лыжи, крепления могут начать плохо застегиваться или самопроизвольно расстегиваться. В этих случаях следует заменить лыжи в прокатном пункте на исправный комплект либо обратиться в мастерскую для приведения снаряжения в порядок.
  • Ни в коем случае не катайтесь в расстегнутых ботинках. Если ботинок плохо фиксирует ногу, то в результате резко снижается управляемость лыжи, повышается риск падения, при этом крепления могут не отстегнуться вовремя, а это, в свою очередь, может стать причиной очень серьезной травмы.
  • Если Вы еще не стояли на лыжах, лучше всего обратиться к инструктору. Не пожалейте времени и денег, чтобы найти хорошего инструктора - это безусловно окупится.
  • Если же у Вас нет возможности обратиться к инструктору, пожалуйста, почитайте какой-нибудь самоучитель по технике горных лыж. Посмотрите уроки для новичков на Youtube.
  • Не превышайте свою критическую скорость. Критической является скорость, при которой теряется контроль над лыжами. Если такое все же случилось - падайте как можно раньше, не надейтесь на то, что "авось пронесет" и Вы благополучно съедете или затормозите.
  • Поскольку при спуске по склону скорость набирается очень быстро, выбирайте для себя такой склон, чтобы он не представлял для Вас опасности. Не поддавайтесь уговорам более опытных друзей сразу подняться повыше. Делайте это постепенно. Ваши ощущения - Ваш лучший советчик.
  • Учитесь падать. Попросите, чтобы Вам показали, как правильно падать из положения, которое Вы еще можете контролировать. Идеальным с точки зрения безопасности является положение, когда Вы лежите на боку, ноги выпрямлены и располагаются вниз по траектории падения, лыжи развернуты поперек направления движения, тело напряжено.
  • Помните, что самое опасное падение - это падение назад. Многие начинающие (в основном, почему-то, женщины), склонны, в случае опасности, присесть назад. Это ни к чему хорошему не приведет. Во-первых, Вы сядете не на снег, а на лыжи, и будете продолжать движение с той же скоростью, что и стоя. А во вторых, крепления назад не отстегиваются, только вбок или вперед (за исключением дорогих креплений, разработанных в последнее время, но они у нас - еще редкость). При падении назад нога, зафиксированная ботинком, будет оставаться в вертикальном положении, и вес тела будет полностью приложен к коленному суставу. Особенно опасно в этот момент противиться падению, очень велика вероятность получения травмы мениска или перелома в коленном суставе. Поэтому главная заповедь - старайтесь не падать назад, только набок или вперед. Если же Вы чувствуете, что падения назад не избежать, не сопротивляйтесь падению, не стремитесь удержаться на ногах, все равно Вам это не удастся, падайте с расслабленными мышцами бедер - это минимизирует нагрузку на коленный сустав.
  • Не забывайте, что Вы являетесь источником опасности для окружающих, поэтому соблюдайте правила поведения на склоне. Помните, что не менее 90% всех травм на склоне происходит именно из-за несоблюдения этих правил.
Эти рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту, но их соблюдение поможет избежать множества неприятных ситуаций и получить наслаждение от катания.

Правила поведения на склоне


Горнолыжная трасса сродни автомобильной дороге. Как и на дороге, здесь бывают столкновения и травмы. Для того, чтобы свести риск инцидентов к минимуму, на дорогах действуют Правила дорожного движения. Аналогичные правила существуют и для горнолыжных склонов. Предлагаем Вашему вниманию правила, разработанные международной федерацией горнолыжного спорта FIS (источник - xsnow.ru):

Правило 1. Уважай окружающих

Лыжник или сноубордер должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим.

Комментарий. Лыжник или сноубордер ответственен не только за свое поведение, но и за неисправность своего снаряжения. Это так же относится к использованию новинок - недавно разработанного снаряжения.

Правило 2. Контроль скорости и направления движения

Лыжник или сноубордер должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям: склону, снегу, погоде и количеству народа на склоне.

Комментарий. Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро, не следя за окружающими, не замечая их. Лыжник или сноубордист должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной людьми области склона или в месте, где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.

Правило 3. Выбор направления

Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди.

Комментарий. Горные лыжи и сноуборд это свободный спорт, где каждый может ехать где и как ему нравится, при условии, что он соблюдает настоящие правила и соизмеряет свое катание со своими возможностями и условиями на склоне. Лыжник или сноубордист, едущий впереди, имеет приоритет. Лыжник или сноубордист, едущий позади другого в том же направлении, должен сохранять достаточную дистанцию между ним и другим лыжником или сноубордистом для того, чтобы едущий впереди лыжник мог выполнять все свои движения свободно.

Правило 4. Обгон

Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и непреднамеренных движений.

Комментарий. Лыжник или сноубордист, обгоняющий другого лыжника, полностью ответственен за то, что выполняемый им маневр не создаст никаких сложностей для лыжника, которого он обгоняет. Эта ответственность сохраняется за ним до тех пор, пока обгон не будет выполнен. Это правило распространяется и на случай обгона (объезда) неподвижного лыжника.

Правило 5. Выход, начало движения, движение вверх по склону

Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу или начинающий движение после остановки или движущийся вверх по склону, должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих.

Комментарий. Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев. Чрезвычайно важно, чтобы лыжник или сноубордист выходил на трассу внимательно и аккуратно, не создавая помех и не подвергая опасности себя и окружающих. Когда лыжник начал движение, даже медленное, он имеет преимущество, в соответствии с Правилом 3, перед более быстрыми лыжниками, приближающимися сверху или сзади.

Развитие карвинговых лыж и сноубордов позволяет их пользователям поворачивать и ехать вверх по склону. Таким образом, они едут в направлении, противоположном основному потоку, двужущемуся вниз по склону. Поэтому они должны вовремя убедиться в том, что они смогут это сделать без того, чтобы подвергать опасности себя или окружающих.

Правило 6. Остановка на склоне

За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордер должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно быстрее освободить склон.

Комментарий. За исключением очень широких трасс остановки должны выполняться на краю трассы. Лыжник или сноубордист не должен останавливаться в узких местах и там, где другим будет сложно его увидеть сверху.

Правило 7. Подъем и спуск без лыж

Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы.

Комментарий. Движение против основного направления может создать неожиданную помеху для лыжников и сноубордистов. Следы от ног повреждают склон и могут создать опасность для лыжников и сноубордистов.

Правило 8. Соблюдайте знаки и разметку

Лыжник или сноубордист должен соблюдать знаки и разметку.

Комментарий. Уровень сложности трассы обозначается соответствующим цветом: черный, красный, синий и зеленый. Лыжник или сноубордист свободен в выборе того, по какой трассе ему спускаться. Склоны имеют и другие знаки, указывающие направление, предупреждающие об опасности и/или о закрытии трассы. Знаки закрытия трассы, как и знаки предупреждающие об опасности, должны быть хорошо заметны. Лыжник или сноубордист должен понимать, что предупреждающие знаки поставлены в его интересах.

Правило 9. Помощь

При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему.

Комментарий. Это основной принцип для всех спортсменов, они должны оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае вне зависимости от того, возложена на них такая обязанность по закону или нет. Немедленная первая помощь должна быть оказана, соответствующие службы оповещены, а место, где произошел несчастный случай, помечено для предупреждения других лыжников. FIS выражает надежду, что все происшествия и нарушения правил движения на склоне будут подпадать под действие законодательства, близкого к тому, которое используется при разборе дорожно-транспортных происшествий, и что аналогичные взыскания будут налагаться на нарушителей во всех странах, где подобное законодательство еще не действует.

Правило 10. Идентификация

Все лыжники или сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после инцидента.

Комментарий. Свидетели очень важны для составления подробного и правильного отчета об инциденте. Поэтому каждый должен помнить, что он обязан, как ответственный человек, предоставить информацию о том, чему он был свидетелем. Отчет службы спасения и полиции, также как и фотографии, серьезно помогают в определении меры гражданской и уголовной ответственности.